В
свои первые несколько лет жизни ребенок познает возможности своего тела, а также
насколько опасен мир вокруг него. Но ему еще не хватает зрелости, понимания
возможных результатов своих действий и способности контролировать их. Когда
малыш лезет пальцами в розетку, то это не от смелости и не от непослушания, а от
неспособности предвидеть последующие результаты. Именно поэтому мы постоянно и
неотлучно должны наблюдать за малышами. То, что обычно кажется непослушанием и капризами, в
большинстве случаев является попытками малыша стать более независимым. К концу
первого года жизни дети начинают пытаться познать границы своих возможностей
(«Смогу я удержать чашку или уроню?»), вашего, родительского терпения («Можно ли
бросить бутылочку на пол, или мама рассердится?»), и даже границы терпения
других людей («Заплачет ли Ваня, если я сломаю его песочный замок?»). Именно
посредством этих ужасных для родителей ежедневных баталий ребенок
самоутверждается и развивает в себе чувство собственной значимости, уверенность
в себе, целеустремленность, решительность, настойчивость – все то, что зачастую
ошибочно принимается за упрямство. Как родитель, вы должны определить, насколько можно
поддерживать это настойчивое стремление ребенка к риску и опасностям, без того,
чтобы поощрять нездоровое упрямство. И конечно, методы воспитания и установление
ограничений зависят от возраста ребенка. К 7-8 месяцам малыш уже может понять некоторые
устанавливаемые вами правила поведения. Например, слово «Нет!». Но хотя ребенок
в этом возрасте и может понять, что вы недовольны или встревожены, совсем не
обязательно, что он вас послушается. Его способности следовать указаниям или
контролировать свое поведение еще слишком ограничены. Правило № 1. Вы не можете воспитывать ребенка, сидя
в кресле. Нельзя ожидать от годовалого ребенка того, что он будет следовать
только словесным приказам. В большинстве случаев вам придется отвлекать его
внимание или просто оттаскивать его от опасного места. Скажите строго «Нельзя!»,
если ситуация действительно опасна (например, ребенок лезет в электрические
провода), добавьте лицу испуганное выражение. А затем возьмите ребенка и уведите
его от опасного места. Внимание самых маленьких детей может отвлечь любое яркое
цветовое пятно или громкая музыка. Для маленького ребенка риск – это игра. Он направляется к
балконной двери. Вы кричите «Нет!». Он берется за ручку балконной двери. Вы
бросаетесь к нему и оттаскиваете от балкона. Он вопит и дрыгает ногами. Вы
отпускаете его, он опять бежит к балкону. Что может быть веселее этой игры?
Малыши обожают подобные игры. Но почему-то мама играет в них с ним только рядом
с опасными объектами. Правило № 2. Почаще играйте с ребенком в подобные
«догонялки», но с безопасными предметами и с другим, не сердитым, а веселым
настроением. Очень скоро малыш поймет разницу и будет улавливать нюансы
выражения вашего лица. К тому времени, когда ребенок достигает возраста 1,5-2,5
лет, то есть когда начинает ходить и говорить, эти два достижения навсегда
меняют его и ваш мир. Это возраст, когда малыш «лезет во все». Это означает, что
в это время он максимально тестирует «на прочность» границы своего мира, а
значит, от родителей требуется окончательное установление границ разрешенного и
неразрешенного. Только помните, что большинство поступков вашего ребенка в этом
возрасте мотивируется интеллектуальным любопытством, а отнюдь не желанием свести
вас с ума, не упрямством и не капризами. Даже тогда, когда он рисует вашей
помадой «картины» на стене! Отношение к поведению ребенка во многом определяется
настроением в данную минуту его родителей. Одно и то же поведение может
расцениваться как смелое и независимое, когда мы в хорошем настроении («Давай,
сынок, попробуй съехать с горки сам!»), и как упрямое или агрессивное, когда мы
сами не в духе («Куда ты забрался? Ты что, хочешь упасть?!»). Постарайтесь
воспринимать любую ситуацию с ребенком младше трех лет с терпением и чувством
юмора, независимо от собственного настроения. Не следует повышать голоса. Тем
более не стоит прибегать к физическому наказанию. Правило № 3. Любые правила поведения и ограничения
надо доводить до ребенка без гнева и обязательно предлагать приемлемую
альтернативу запрещаемым действиям («На обоях рисовать нельзя – давай порисуем в
альбоме»). Постепенно, в возрасте от 3 до 5 лет, малыш начнет
осознавать опасность некоторых вещей и сможет частично контролировать свое
любопытство. Начиная с этого возраста он испытывает родительское терпение уже не
столько стремлением к риску, сколько капризами «Купи!», обычно на публике. Что
же делать, когда в каком-нибудь торговом центре наш ребенок становится центром
внимания ужасающихся и жалеющих нас покупателей? Как справиться с орущим,
падающим на пол и дрыгающим ногами нашим драгоценным чадом? Быстро и хладнокровно разберитесь в причинах. Почему
ребенок вдруг закапризничал? Понравившаяся игрушка – лишь повод. В чем же
главная причина каприза? Может быть, потому что малышу жарко, он хочет пить или
слишком устал, причем усталость может быть как физическая, так и эмоциональная.
Ребенку, даже и не самому маленькому, трудно долго находиться среди толпы. Постарайтесь сменить обстановку, если ребенок долго не
успокаивается. Лучше всего увести его в малолюдное тихое место. Перемена
обстановки, как правило, очень хорошо отвлекает внимание ребенка. Если вам
пришлось отложить при этом свои покупки, ну что ж поделать, в жизни случаются
вещи и похуже, в конце концов, ребенок важнее. Дайте понять ребенку, что вы его любите, но его
поведение неприемлемо. Ребенок должен понять, что существует «правильное» и
«неправильное» поведение. Плохое поведение всегда приводит к неприятным
последствиям. Например, вам придется уйти из парка или с чьего-либо Дня
рождения. Если ребенок осознает, что плохое поведение так или иначе
наказуемо, он будет стараться удерживать себя в определенных рамках.
|